Доктор политических наук, профессора кафедры политологии РЭА им. Г.В. Плеханова А.П. Кошкина
Кооперативная политика в России затруднена рядом факторов, которые спровоцировала грабительская приватизации 90-х.
Сегодня, когда в мире очень активно поддерживается коллективная организация труда в лице кооперативов, политика государственной власти России в области развития кооперативов, как социальных организаций, деятельность которых направлена на материальную поддержку своих членов, пока не совсем определена.
Международный (2012) год кооперативов, это важная веха в развитии мирового кооперативного движения. Однако исследования учёных показывают, что на пути современного российского кооператива встречаются серьёзные преграды, не позволяющие ему занять подобающее место в системе юридических лиц. Так сложилось, что в период зарождения коллективной организации труда и кооперативного движения в России, отношения между государством и кооперативами являлись сложными и складывались не в пользу кооперации. Определиться, какую роль играют кооперативы в современной России, поможет нам статья доктора политических наук, профессора кафедры политологии РЭА им. Г.В. Плеханова А.П. Кошкина «Кооперативная политика в современной России».
Процессы кооперации, то есть коллективной организации труда в нашей стране исторически сложились давно. Так, считается, что первое потребительское общество «Большая Артель» создали ссыльные декабристы.
Формами кооперации в России были кооперация жилищная, потребительская, кредитная, производственная, промысловая, сельскохозяйственная и т.д. Со временем сложились и были подвергнуты научному анализу такие явления, как кооперативная собственность, кооперативная торговля, кооперативные планы. Во второй половине XIX века возникла теория «кооперативного социализма», предусматривающая кооперацию как одно из основных средств мирной и постепенной трансформации капитализма в социализма.
В советский период истории был достаточно известен так называемый кооперативный план В.И. Ленина, изложенный в ряде его работ («Очередные задачи Советской власти», «О кооперации» и др.). План предусматривал социалистическое переустройство мелкотоварного крестьянского хозяйства путем постепенного добровольного объединения мелких частных хозяйств в крупные коллективные/кооперативные хозяйства. Однако на практике в нашей стране, начиная с конца 20-х годов прошлого столетия, не удалось осуществить кооперирование мелких хозяйств в крупные постепенно и ненасильственным путем.
В настоящее время постепенно вырабатывается относительно цельная стратегия по регулированию отношений органов государственной власти с системой различных видов коопераций. В этой системе потребительская кооперация является родоначальницей кооперативных образований всех других видов, которые формируются как некоммерческие, неправительственные, общественные организации.
СУЩНОСТЬ КООПЕРАТИВНОЙ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ В РОССИИ.
Кооперативная политика, предполагающая создание и эффективное использование такого социально-экономического инструмента, как кооперативная система, востребована в большинстве современных социумов. Особую значимость для современной политической науки представляет исследование вопросов реализации интересов политической элиты, а также государственной политики кооперации в экономической сфере. Кроме того, нужно признать актуальным выявление факторов, способствующих активизации разнообразной кооперативной деятельности в сложные годы политического и экономического кризисов в России. Не случайно изучение этих проблем находятся в центре внимания в трудах ряда отечественных ученых, таких, как А.Н. Анцифиров, К.И. Вахитов, А.П. Макаренко, М.И. Туган-Барановский и других.
В свете меняющихся экономических и политических задач в условиях формирования рынка у власти в любом социуме объективно возникает потребность поиска новых форм хозяйствования, способных создать устойчивую современную экономическую основу государства. В настоящее время особую значимость приобретает опыт предшествующих лет, который показал, что кооперативная форма хозяйствования способна экономически и социально защитить большинство населения в период модернизации.
Под кооперативной политикой следует понимать деятельность, в рамках определенной концепции, органов государственной власти, политической элиты, других институтов политической системы общества по созданию и совершенствованию разветвленной и укоренной в национальной экономике кооперативной системы в стране.
Концептуальное, стратегически осмысленное развитие кооперативных форм и принципов в различных отраслях и сферах национальной экономики, поддержка кооперативных формирований и создание для них эффективного правового поля способствуют укреплению экономики, решению ряда социальных проблем, повышению трудовой занятости населения, борьбе с безработицей и бедностью. Рассматривая влияние политической власти на изменения современной кооперативной политики, целесообразно остановиться на особенностях и резервах ее возрождения в современной России.
1. В кооперативной политике пока еще не сформирована концепция и стратегия развития современной кооперативной системы. Это означает, что высшая власть в нашей стране не определила: кто, в какие сроки и зачем будет объединяться в экономике. Пока же внятная стратегия подменяется чередой постоянных реформ и реорганизаций всех форм хозяйствования разных уровней. Причём, как правило, одни реформы еще не успевают закончиться, как уже начинаются другие. В итоге ни одна реформа в современной России по-настоящему не только не доведена до конца, но и не имела ни четкого механизма реализации, ни жестких временных графиков. Процесс модернизации идет, но малоэффективно, чрезмерно затратно и в первую очередь негативно отражается на экономическом положении социально не защищенных слоев населения.
Известно, что на основе приватизации государственной собственности и реорганизации предприятий в 1992-1993 годах были созданы различные формы хозяйствования. Однако отсутствие финансовой поддержки государства, противоречивость законодательства и политическая неопределенность фактически разрушили аграрный сектор экономики, а кооперацию в России сделали скорее формальным явлением. Так, фермерство в этот период больше всего по своей сущности подходило к принципам кооперации, однако вследствие многочисленных бюрократических процедур сама идея фермерства была дискредитирована. Попытка же создания массовой сети фермерских хозяйств в России была провалена, поскольку фермерство не могло, и не будет развиваться без существенной поддержки государства (об этом свидетельствует зарубежный опыт, например, США).
Современная кооперативная политика должна формироваться на новой объединительной стратегии развития кооперативной системы. В основе такой стратегии может лежать усиление социальной роли кооперативов: забота о людях, внимание к их нуждам. Главной идеей концепции может являться решение общегосударственных задач в сфере социальной политики. Для этого необходимо приспособить систему коопераций к современной российской экономике; эффективно привлекать пайщиков к экономической деятельности; предусмотреть использование современных подходов к финансовой стратегии и планированию кооперативной деятельности и т. д.
2.Постоянное изменение кооперативного законодательства требует системности и завершенности. Нужно признать, что в последние годы в нашей стране был принят ряд федеральных законов, направленных на улучшение правового положения кооперативных формирований и их объединений. Это, прежде всего, федеральные законы «О сельскохозяйственной кооперации», «О производственных кооперативах», «О кредитной кооперации», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Кроме того, были приняты федеральные законы, предусматривающие внесение изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и другие законы.
В вышеперечисленных нормативно-правовых актах отражается экономическая и социальная роль кооперативов, отмечается необходимость использования потенциала кооперативов для повышения эффективности национальной экономики, достижения целей социального развития, искоренения нищеты, создания полной и производительной занятости и социальной защиты населения. В них также подчеркивается необходимость содействия развитию кооперативных предприятий, стимулирования их к мобилизации капитала, разработке новаторских программ и осуществлению предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, современная кооперативная политика еще не в состоянии сформировать правовую базу, обеспечивающую конкурентоспособность, устойчивое и стабильное развитие кооперативной системы в рыночных условиях. Не отвечающими сегодняшним потребностям развития кооперации выглядят положения Гражданского кодекса Российской Федерации о производственных и потребительских кооперативах. Налоговое законодательство не в полной мере учитывает специфику деятельности отдельных видов кооперативов и не стимулирует создание новых кооперативов по сбыту, снабжению, совместному использованию техники, вовлечению в кооперативы личных подсобных хозяйств. Применяемые меры государственного регулирования носят ограниченный характер и в ряде случаев не обеспечивают устойчивость внутреннего рынка и защиту экономических интересов отечественных товаропроизводителей. Кроме того, отсутствует эффективная координация министерств и ведомств при разработке программ и проектов законов, касающихся развития кооперации предприятий государственного сектора экономики, а также частного бизнеса, особенно его малых форм.
КООПЕРАТИВНАЯ ПОЛИТИКА НА СЕЛЕ
3. Кооперативная политика на селе пока не стала приоритетом высшей власти в РФ. Дело в том, что в течение нескольких последних лет потребкооперация выпала из поля общественного внимания. Государство, видя необходимость именно кооперативной модели на селе, начало создавать альтернативную сеть потребкооперации – сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СПК). Возник водораздел между потребкооперацией и СПК, создаваемыми по инициативе Минсельхоза России. При этом сложно объяснить работникам потребкооперации, почему она не поддерживается государственными программами. Или, например, почему было решено меры господдержки по развитию альтернативной (несельскохозяйственной) занятости на селе, социально-бытовому обслуживанию сельского населения, организации сбора и заготовок дикоросов распространить только на СПК. Этой работой несколько десятилетий подряд успешно занимались организации потребкооперации.
Высшей власти в России предстоит ответить на вопросы: перспективна ли конкуренция между этими направлениями кооперативного движения на селе и не «задавит» ли их бизнес, идущий в сельскую местность и не обремененный проблемами социальной защищенности населения? Ведь потребительская кооперация является эффективным механизмом для реализации больших государственных проектов и может объединить усилия всех кооперативов для решения задач в интересах развития села.
В такой ситуации органы государственной власти в рамках кооперативной политики и должны определить направления развития кооперативов на селе (эти направления и будут поддерживаться в рамках нацпроектов, федеральных и ведомственных целевых программ). Главной задачей власти на селе остается устойчивое развитие сельских территорий, повышение качества жизни сельского населения, развитие деловой активности, содействие созданию рабочих мест и социальной инфраструктуры. Для реализации этой задачи потребительская кооперация, сельскохозяйственная потребительская кооперация и кредитная имеют необходимый инструментарий.
4.Государственная политика пока не в состоянии обеспечить кооперативам преимущества в правовом и экономическом развитии в сравнении с другими формами хозяйствования. В России пока не разработаны законодательные механизмы государственной поддержки для успешного развития кооперативной системы. Поэтому уровень развития кооперации, особенно в сельском хозяйстве, полностью отражает уровень сложившихся социально-экономических, политических, технических и правовых условий в стране. В Конституции РФ вообще нет упоминания о кооперативной коллективной собственности. Существующие законы о кооперации имеют серьезные противоречия, а точнее полностью отсутствует их системность.
Так, например, деление кооперативов на коммерческие и потребительские, которое прописано на сегодняшний день в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ), неприемлемо. Сегодня нельзя говорить, что потребительская кооперация является коммерческой организацией. По законодательству РФ коммерческие организации основной своей целью ставят извлечение прибыли, а некоммерческие создаются главным образом для оказания разнообразных услуг их учредителям. Однако следует учитывать, что в условиях рынка любому кооперативу, чтобы выжить и обеспечить экономические и социальные интересы его членов, необходимо заниматься коммерцией и стремиться к достижению максимума прибыли. Иначе говоря, ни один вид кооперации не преследует извлечения прибыли в качестве основной цели, как и ни один вид кооперации не обходится без того, чтобы не заниматься коммерческой деятельностью. Кооперативная политика должна четко сформулировать ориентиры государственной поддержки системы кооперации. Не должно быть никакого смешивания в понятиях с политикой государственной поддержки малого бизнеса (которая, в свою очередь, не только декларирована, но и реально осуществляется в ряде регионов Российской Федерации). Высшая власть с помощью законодательства должна обеспечить приоритетность разработки продуманной системы микрофинансирования, микрозаймов, взаимного участия самих получателей этих средств в деятельности кредитных кооперативов. Такая система будет мощным инструментом для борьбы с бедностью, и хорошим стимулом экономического роста в России.
5.Государственная политика пока не обеспечивает надлежащим образом соблюдение принципов, прежде всего, добровольности в экономической сфере. Принципы должны строго соблюдаться как от ее первичных организаций до российских союзов. Значительную роль в этом должна сыграть Ассоциация кооперативных организаций России (АКОР)[5]. Кооператоры сами должны объединяться, когда считают, что это им выгодно. Ассоциация должна стать стержневым центром координации и реализации кооперативной политики в гибком сопряжении с органами власти. Здесь нам следует использовать опыт зарубежных стран[6].
6.Кооперативная политика пока не в должной мере обеспечивает превращение системы кооперации в высоко развитый сектор экономики и соответствующую подготовку кадров для работы в кооперации. Возрастает и актуальность научного обеспечения исследований по проблемам кооперации. В связи с этим существенно увеличивается роль кооперативного образования, в котором ведущую роль играет Российский университет кооперации. В нем сегодня работает пятитысячный коллектив ученых и преподавателей, обучается 50 тысяч студентов. Университет располагает широкой сетью филиалов в регионах от Мурманска и Калининграда до Камчатки и Дальнего Востока и реализует все формы обучения, программы переподготовки и повышения квалификации.
Кооперативные учебные заведения Центросоюза[7] разрабатывают новую модель развития кооперативного бизнеса с учетом процессов глобализации, новых социально-экономических и политических аспектов в развитии страны, специфики развития сельского хозяйства. Особенность разрабатываемой модели заключается в том, что хотя законы и правила развития бизнеса универсальны, но в кооперации они особенные. Глобальными приоритетами развития кооперативного движения являются: кооперативная самобытность и кооперативный имидж, профессиональный менеджмент и руководство, основанные на кооперативных ценностях и принципах.
7. Кооперативная политика пока не в полной мере использует свои возможности по обеспечению представительства всех направлений кооперативного движения России в Международном Кооперативном Альянсе (МКА). Вопросы кооперации нашли отражение в новом Гражданском кодексе, были изданы федеральные законы об отдельных видах кооперативов. Осуществлялись общероссийские Программа развития сельскохозяйственной кооперации и Программа стабилизации и развития потребительской кооперации. Была учреждена Ассоциация кооперативных организаций России. Однако недостаточно широко осуществляется обмен опытом и распространение передового опыта лучших кооперативов страны. Между тем во всем мире велика роль кооперации в борьбе с бедностью, в решении важнейших вопросов социального характера. Есть чему поучиться нашим кооператорам и чиновникам у западных коллег.
В целях реализации резервов кооперативной политики на нынешнем этапе необходим серьезный проект на уровне национального. Такой проект позволит консолидировать совместные усилия федеральных органов власти, кредитно-финансовых институтов, научных и образовательных учреждений, всего общества и вертикали власти для подъема системы кооперации. Выявление сути проблем кооперативной политики и рассмотрение ее в комплексе с социально-экономической политикой государства позволит выработать адекватные меры политического, организационного, социально-экономического, управленческого и особенно законодательного характера, позволяющие возродить кооперацию в России, поднять ее на уровень, соответствующий ее предназначению.
Таким образом, сегодня кооперативная политика должна опираться на систему государственной поддержки кооперативных форм сотрудничества/объединения различных экономических субъектов.
Комментарии