Какова структура и социальное предназначение кооперативной политики?
Структура современной кооперативной политики государства составляет совокупность ее субъектов и объектов, которые между собой находятся в сложных отношениях. Субъектами современной кооперативной политики выступают: международные органы проведения кооперативной политики (например, МКА, ООН:МОТ[9], ФАТ[10], ЮНИДО[11] и др.), федеральные и региональные органы власти, местные (муниципальные) органы управления и самоуправления[12], институты гражданского общества, политические партии, бизнес-сообщества и т.п.
Основным субъектом кооперативной политики является государство. Государственные органы и кооперативы имеют общие интересы, например, по созданию социальной инфраструктуры села, что определяет возможности сотрудничества между ними на местном, региональном и национальном уровнях. Поэтому государство поддерживает кооперативы субсидиями, оказывает им техническую или иную реальную помощь.
Кооперативная политика в сфере взаимодействия государственных органов и кооперативов строится на принципах: общности интересов и партнерства. Основные направления государственной поддержки: развитие кооперативов и кооперативная деятельность[13].
Формы государственной поддержки кооперативов:
Организационно-экономические: создание режимов благоприятствования для развития кооперативов; включение кооперативов в сферы приоритетного развития; оформление кооперативного сектора экономики; содействие международному кооперативному сотрудничеству. Способы организационно-экономической поддержки излагаются в доктринах.
Финансово-экономические: компенсация объективно высоких издержек и затрат на сельском рынке; предоставление доступных кредитов; оптимизация налогов и платежей; установление льготных тарифов и цен. Способы реализации финансово-экономической поддержки закладываются в государственные комплексные планы и в бюджет.
Правовые: принятие законов, подзаконных актов, содержащих нормы о кооперации; пересмотр и обновление нормативно-правовой базы. Способы правовой поддержки оформляются в виде выработанной стратегии, общенациональных и региональных программ. Одним из примеров такого сотрудничества можно назвать опыт разработки и принятия Правительством Российской Федерации Программы социального развития села на период до 2010 года. В этой программе учтены предложения Центросоюза России и потребительских кооперативов по их участию в развитии социально-бытовой инфраструктуры села и определены меры государственной поддержки согласованных мероприятий. Центросоюз Российской Федерации привлекает к этой деятельности, имеющиеся в его ведении научные силы, профессорско-преподавательский состав Российского университета кооперации и других кооперативных учебных заведений страны.
Основным объектом кооперативной политики является кооперативная система России. За годы экономических преобразований в России сформировалась многоукладная экономика. В кооперативную систему входят различные виды кооперативов и их объединений, порядка 60 млн. граждан России, так или иначе, вовлечены в кооперацию. Это, прежде всего, потребительские общества системы Центросоюза и потребительские организации, не вошедшие в эту систему. А именно: сельскохозяйственные производственные кооперативы (на долю которых приходится 48,7% общего числа сельскохозяйственных организаций) и их союзы, активно развивающиеся сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы и их союзы, сельскохозяйственные снабженческо-сбытовые, перерабатывающие, социальные и иные виды обслуживающих потребительских кооперативов и их союзы, производственные промышленные, строительные, обслуживающие кооперативы, артели старателей и их союзы, жилищно-строительные, молодежные жилищные кооперативы, кредитные потребительские кооперативы граждан в городах, общества взаимного кредита, кассы взаимопомощи, жилищные кооперативы и другие формы кооперативной инициативы[14].
Необходимость защиты интересов миллионов кооператоров и их организаций, выработки и осуществления современной кооперативной политики в условиях рыночных преобразований, усиления влияния кооперативного сектора в экономике и общественной жизни России породила идею создания единого координационного центра всех видов кооперации страны. Его инициатором выступил Центросоюз России.
Предметом деятельности Ассоциации кооперативных организаций России (АКОР) являются: представление и защита интересов организаций потребительской, производственной, сельскохозяйственной и других кооперативных организаций в федеральных органах государственной власти; участие в разработке государственных программ для обеспечения финансовой, материально-технической и иной государственной поддержки кооперативных организаций России; определение экономической, социальной, научно-технической политики развития кооперативных организаций страны, содействие совершенствованию и развитию их деятельности; представление интересов кооперативных организаций России в международном кооперативном движении; пропаганда идей кооперативного движения и обобщение его опыта.
На пути преодоления прежней раздробленности кооперативных организаций страны и формирования целостной системы кооперативов явилось образование АКОР. Ассоциация возрождает систему кооперации России на основе ценностей и принципов международного кооперативного движения.
Социальное предназначение современной кооперативной политики в первую очередь определяется теми функциями, которые она выполняет для граждан, кооперативного сектора, общества и власти. Выделим основные из них.
1. Социальное регулирование. Кооперативная политика ставит перед собой целью решение ряда важных вопросов в социальной сфере:
§ Социальное переустройство региона, города, села.
§ Улучшение условий жизни и труда населения, особенно в сложных условиях проживания.
§ Обеспечение занятости населения, повышение профессионального уровня, особенно молодежи.
§ Реализация доходов населения, их денатурализация.
§ Социальное обслуживание населения, членов-пайщиков и работников, социальное возрождение села.
§ Кооператив как социальный институт благоприятствует повышению образовательного, культурного уровня участников кооперативного движения.
2. Повышение эффективности экономической системы демократическими методами. Кооперативная политика всемерно способствует развитию демократических принципов существования как системы кооперативов в целом, так и внутри кооперативов. Механизм осуществления демократии находится внутри самой кооперации.
§ Члены кооператива управляют им по принципу самоуправления, контроль в кооперативе тоже является прерогативой этих пайщиков. Высшая власть в кооперативе принадлежит его членам. Кооперативы могут заключать соглашения с другими организациями, включая государственные, или привлекать средства из внешних источников лишь на таких условиях, которые гарантируют сохранение самостоятельности в управлении и демократического контроля.
§ Добровольное и открытое членство – характеризует свободу выбора. Как вступление в кооператив, так и выход из него является вполне свободным. Кооперативы как добровольные организации открыты для всех лиц, кто может пользоваться услугами кооператива и готов нести ответственность, вытекающую из членства. При приеме в кооператив не допускается дискриминация по соображениям половой, социальной, расовой, политической или религиозной принадлежности людей.
§ Взаимная помощь как условие всестороннего индивидуального развития человека. Путем объединения друг с другом и через взаимную ответственность люди могут добиться многого, особенно для усиления своего влияния на рыночную ситуацию и на политику правительства, а через это – для улучшения своего материального благосостояния. Успех кооператива, его рост также способствуют развитию индивидуальности кооператоров.
§ Достижение справедливости считается непрерывно решаемой задачей. Члены одного кооператива являются его работниками, и в данном случае справедливость обнаруживает себя в равной оплате равного трудового вклада каждого; это же правило распространяется на людей, работающих в кооперативе по найму, по трудовому договору. Во многих кооперативах олицетворением справедливости считается принятый самими пайщиками порядок распределения между ними некоторой части кооперативной прибыли, дохода.
Причем внутрикооперативная демократия является преимущественно экономической, неполитической. Последовательная приверженность демократии позволяет кооперативной политике не только сохранить, но и постоянно подтверждать в условиях рыночной экономики свою демократическую суть.
3. Регулирование экономических отношений. Кооперативная политика в экономической сфере проявляется в организации товарообмена между городом и селом, формировании многоукладной производственной инфраструктуры, экономическая интеграция, реализации доходов населения, развитии экономических связей и закреплении на товарных рынках отечественных товаропроизводителей.
4. Образование, повышение квалификации и информационное обеспечение кооператоров и кооперативных объединений. Кооперативы самостоятельно и в сотрудничестве с иными организациями и органами власти осуществляют образование и повышение квалификации своих членов и лиц, занимающих выборные должности, а также управляющих и служащих в целях обеспечения эффективного участия в развитии своего кооператива. Кооперативы информируют широкую общественность, особенно молодежь и людей, формирующих общественное мнение, о пользе и сущности кооперации. Нужна гласность и внутри кооператива: информация о его работе, успехах или неудачах должна быть достоверной, своевременной и доступной всем его членам.
5. Сотрудничество кооперативных организаций между собой, называемое иногда кооперацией кооперативов. Кооперативная политика в целях усиления кооперативного движения способствует тому, чтобы каждая кооперативная организация активно сотрудничала всеми возможными практическими способами с другими кооперативными организациями на местном, национальном, региональном и международном уровнях. Такое сотрудничество особенно актуально в современных условиях глобализации рынков.
6. Забота о региональном развитии. Кооперативная политика, будучи нацеленной, на удовлетворение нужд и запросов в первую очередь системы кооперации и членов кооперативов, в то же время заботится об устойчивом развитии экономики и социальной сферы на местах, участвует в создании дополнительных рабочих мест, содействует сохранению окружающей среды обитания человека, благоустройству и т. д. В свою очередь, развитие общества, местной общины обычно создает благоприятные условия для самой кооперативной деятельности.
Таким образом, разработка кооперативной политики и программы сотрудничества государства и системы кооперативов на принципах общности интересов позволяет активизировать кооперативное движение при решении экономических и социальных проблем общества. Для всех видов и форм кооперации политика государственной поддержки предусматривает финансово-экономическое, правовое, внешнеэкономическое содействие. Сегодня в нашей стране кооперативная система имеет все основные виды кооперативов по международной классификации и закладывается фундамент солидного кооперативного сектора. Содействие добровольным и независимым кооперативам приобретает общенациональное значение. Социальное предназначение кооперативной политики способствует решению ряда социальных проблем, укреплению экономики, повышению трудовой занятости населения, борьбе с безработицей и бедностью.
[1] Кооперация – 1. Особая форма организации труда, при которой много людей совместно участвуют в одном и том же или в различных, связанных между собою, процессах труда. 2. Коллективное производственное, торговое и т.п. объединение, создаваемое на средства его членов. См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: ОНИКС 21 век, Мир и образование, 2004. – С. 376.
[2] См. подробнее: Коробейников М.А. Развитие кооперации в России // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2006. – № 2. – С. 7.
[3] В Минсельхозе рекомендуют создавать СПК на базе потребительских кооперативов и брать кредиты. Такие случаи есть – по настоятельной просьбе региональных властей на базе потребкоопераций создано около 100 СПК. Однако, создавая такие кооперативы и передавая им свою материально-техническую базу, велик риск потери потребкооперации своей собственности, ведь во вновь созданном кооперативе прежние кооператоры будем иметь лишь один голос как минимум из пяти. СМ. подробнее: там же.
[4] Своей деятельностью потребкооперация охватывает около 90 тысяч населенных пунктов, где проживает почти 36 миллионов человек, причем более чем в половине таких населенных пунктов проживает менее 100 жителей. См. подробнее: там же. – С. 5.
[5]Учредительное собрание представителей девяти крупных объединений кооперативов страны 9 июня1998 г. официально оформило образование национального общекооперативного центра под названием Ассоциации кооперативных организаций России (АКОР). См. подробнее:ВахитовК.И. История потребительской кооперации России: Учебник. – М.: Издательско-торговая кооперация «Дашков и К°», 2008. – С. 357.
[6] Так, например, в Дании объединение кооперативных обществ традиционно входит в состав сельскохозяйственного совета полуправительственной организации, представляющей интересы сельского хозяйства в целом. В Швеции в 1970 году произошло слияние Шведского сельскохозяйственного союза (центральной организации сельскохозяйственной кооперации), Союза сельского населения (профессиональной фермерской организации) и Шведского союза сельских хозяев. В Норвегии в I960 году Норвежский сельскохозяйственный союз (центральное объединение кооперативов) вошел в состав Крестьянского союза страны в качестве одного из его департаментов. См. подробнее: Коробейников М.А. Развитие кооперации в России // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2006. – № 2. – С. 13.
[7] Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации.
[8] Международный кооперативный альянс. Первый учредительный международный конгресс открыл работу 19 августа 1895 г. в Лондоне. В его работе приняли участие 207 делегатов кооперативных организаций от Австралии, Австро-Венгрии, Англии, Бельгии, Голландии, Дании, Италии, Сербии, США, Франции, Швейцарии и наблюдатели от ряда стран, в том числе и России. В то время в России еще не было центрального органа кооператоров, который мог бы стать членом МКА, поэтому нашу страну на конгрессе представлял наблюдатель. См. подробнее: Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ИКЦ «Маркетинг», 2002. – С. 313. В настоящее время в мире действует более 120 видов и разновидностей кооперативов, число которых превышает 70 тысяч, а число их членов более 800 миллионов.
[9] Международная организация труда. В рекомендациях МОТ «О содействии развитию кооперативов» отмечается, что «... правительства должны принимать меры в поддержку деятельности кооперативов, направленной на решение конкретных социальных и общественно-политических задач ...». См. подробнее: Материалы Генеральной конференции МОТ. Рекомендация 193. Женева, 2002 .
[10] Продовольственная и сельскохозяйственная организация.
[11] Организация по промышленному развитию.
[12] Органы власти должны принимать меры в поддержку деятельности кооперативов, направленной на решение конкретных социальных и общественно-политических задач. Но необходимо учитывать, что например, по Закону РФ «О потребительской кооперации…» государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации. См. подробнее: Закон РФ от 19 июня1992 г. N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» // Российской газете. – 1992, 23 июля.
[13] См. подробнее: Потребительская кооперация: Учебное пособие / Под общ.ред. М.В. Сероштан. – М.: Издательско-торговая кооперация «Дашков и К°», 2007. – С. 264.
[14] См. подробнее: Коробейников М.А. Развитие кооперации в России // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2006. – № 2. – С. 11