By OODRK on 15.09.2023
Category: Статьи

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ КООПЕРАЦИЕЙ

Предлагаемая Общероссийском Общественном Движением Развития Кооперации система управления кооперацией в России строится на Кооперативном Кодексе и Федеральном законе о Российском Банке Развития Кооперации.

Предлагаемые проекты этих двух, важных для кооперации законодательных актов, позволят урегулировать все противоречия, которые сегодня мешают развитию кооперации как самостоятельному виду экономики.

Для чего требуется возрождение кооперации в России как истинной социально-ориентированной экономики?

Ответ прост – кооперация и есть тот фактор, который решит все социальные проблемы взаимоотношений государства и жителей России, фактор, направленный на реализацию всех майских указов Президента России, указов, которые в целом направленны именно на решение двух вопросов - вопроса суверенитета нашего Государства, национальной безопасности, и вопроса повышения качества жизни населения, его трудозанятости.

На сегодняшний день, Кооперация в России, как форма совместной хозяйственной деятельности трудоспособного населения от 16 лет до 70 лет, не способна решить вопросы, которые озвучены ранее. Почему?

Потому что нет единого, связывающего все виды кооперации, законодательного акта, нет единых правил поведения для кооперативных организаций всех видов деятельности, которые были бы прозрачны как для самих кооператоров, так и для Государства.

Правовое регулирование кооперации в нашей стране и в зарубежных странах характеризуется неоднозначностью правовых подходов. В любом случае, основным источником правового регулирования кооперативных отношений должен быть специальный нормативный акт, отличающий кооперативы от иных юридических лиц. Данная правовая позиция чётко прослеживается в международных документах. При этом, спорным остаётся вопрос: правовое регулирование кооперации должно осуществляться общим кооперативным законом или в виде сочетания общего кооперативного закона со специальными актами об отдельных видах кооперативов.

Достоинства первой позиции в научной литературе обобщил Г. Хаген. В частности, он отмечает, что единый закон обеспечивает автономность кооперативов, уменьшает бюрократические барьеры, формирует единство кооперативного движения. Однако, в настоящее время в странах с давними кооперативными традициями всё чаще высказывается мнение о дифференцированном правовом регулировании различных видов кооперативов (или в виде специального раздела общего закона, или в виде отдельных законов). На наш взгляд, необходимо сочетание общего закона о кооперации со специальным правовым регулированием отдельных видов кооперативов. Именно такая форма правого акта как Кооперативный Кодекс, такая юридическая конструкция регулирования кооперации, состоящий из общей части и дополнительных частей, регулирующих наряду с общей частью, деятельность специализированных кооперативных организаций позволяет сформировать комплексную правовую основу развития кооперативного сектора экономики. В кооперативных законах помимо общих положений, присущих всем юридическим лицам (создание, регистрация, учредительные документы, имущество, управление, ответственность), необходимо также закрепить кооперативные принципы, автономный характер деятельности и социальную функцию кооперации.

На сегодняшний день кооперация имеет два основных вида деятельности – это производственная кооперация и потребительская кооперация. Основной, и мы думаем сознательный бардак внесли наши младодемократы 90-х годов, которые разделили кооперацию на коммерческий и некоммерческий сектора и внесли эти положения в основной закон - Гражданский Кодекс РФ.

Кооперация это кооперация, это свой подход к хозяйственной деятельности, это больше общественный вид хозяйствования. По крайней мере в США к кооперации именно такой подход. Наша точка зрения, что кооперацию, а также кооперативные организации нельзя делить на коммерческие и некоммерческие организации. Любая кооперативная модель организации, предприятия строится на базовом принципе:

- Кооперативной организацией признаётся организация с переменным составом и капиталом, которое, действуя как отдельное юридическое лицо, имеет целью содействовать материальному и духовному благосостоянию своих членов посредством совместной организации разного рода хозяйственных предприятий или труда своих членов.

Далее, следуя нашей логике, что кооперативная модель совместной организации труда членов кооперативной организации предполагает и иной, особенный подход к формированию, учёту и движению финансовых средств внутри и между кооперативными организациями.

Во Франции, Германии, Испании, да и во многих других зарубежных странах, это осознают. И именно из-за этого осознания в этих странах и приняты отдельные законы о кооперативных банках, либо они входят пулом в другие законодательные акты, например во Франциив Аграрный Кодекс, в Германии банковский сектор разделён на три части - частный, государственный, кооперативный. Немецкие кооперативные банки осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом ФРГ от 1 мая 1889 г. «О трудовых и экономических кооперативах» (в редакции от 16 октября 2006 г.) (далее — Закона «О кооперативах»), а также в соответствии с Законом Федеративной Республики Германии от 5 декабря 1934 г. «О кредитном деле» (в редакции от 26 июня 2012 г.) (далее — Закон «О кредитном деле»), и подлежит обязательному лицензированию Федеральным агентством по надзору за кредитными институтами.

Можно копать и дальше, но вывод будет один - кооперативы за рубежом обслуживаются в специализированных кредитно-кооперативных организациях.

А что у нас?

А ничего. Кредитными кооперативами занялся Центральный Банк и всё. Кредитным кооперативам всякими нормативами и ограничениями дыхалку перекрывают, то есть потребкооперацию кредитовать ни-ни, 100 % резервирования фондов или чего там ещё. Всё баста.

Поэтому кооперативным организациям в России крайне необходим специализированный Госбанк, заточенный на кооперативное обслуживание.Тут тебе и контроль за потоками, тут тебе и финансирование разных кооперативных программ, как социального толка, так и производственного. Тут тебе и контроль за привлечением денежных средств пайщиков разных кооперативов. Короче ФЗ-115 отдыхает, в хорошем смысле этого слова. Потому что сам банк не заинтересован в разных махинациях.

Конечно, слышу вопрос, а как же так, Госбанк и кооперация нонсенс, мол, не порядок, и так далее.

Отвечу – в нашей истории, Российско-Советской, есть опыт такого банка – это ВСЕКОБАНК СССР.

Справка.

Декретом ВЦИК и СНК от 6 февраля 1922 года был учреждён Банк потребительской кооперации (Покобанк). Банк был создан для кредитования и расчётного обслуживания предприятий и организаций потребительской кооперации. Основной капитал в 1 млн рублей был образован за счёт паевых взносов потребительских кооперативов. Наблюдение за деятельностью банка и координацию его кредитных и расчётных операций осуществлял Госбанк СССР. Значительный рост всех видов кооперации привёл к реорганизации банка, и в 1923 году на его основе был создан Всероссийский кооперативный банк (Всекобанк).

Пайщиками Всекобанка могли стать все кооперативные предприятия и организации. К концу 1926 года банк выдавал четверть кредитов, получаемых кооперативами. По мере усиления роли Госбанка СССР и превращения его в основной институт краткосрочного кредитования удельный вес кредитов Всекобанка в общей сумме заёмных средств кооперативов снизился.

В 1932 году банк был преобразован во Всесоюзный банк финансирования капитального строительства и кооперации (Всекобанк СССР), на который было возложено долгосрочное кредитование всех видов капитального строительства кооперации, кроме жилищной. С 1 января 1933 года банку было поручено безвозвратное финансирование капитального строительства отделов рабочего снабжения и организаций Комитета заготовок.

Развёртывание технической базы государственной торговли и кооперации, необходимость усиления контроля потребовали изменения характера банковских операций. В 1936 году Всекобанк был ликвидирован, его активы и пассивы были переданы вновь созданному Всесоюзному банку финансирования капитального строительства торговли и кооперации (Торгбанк СССР), который был упразднён 7 августа 1956 года.

Как говорится, плавали, знаем.

Наличие специализированного кооперативного Госбанка, предполагает наличие структуры, которая занималась экспертизой кооперативных проектов, по типу Общественного фонда развития кооперации, и структуры, которая решала стратегические вопросы развития кооперации в России Совет по стратегическому развитию кооперации при Президенте России. Таких структур пока нет но их необходимо создать.

В принципе, кратко о системе управления Российской кооперацией, ниже смотрите схему.

Жду критику, как добрую, эффективную, так и оголтелую-крикливую.

С уважением Председатель исполкома ООДРК

Греднев В.Н. 

Related Posts