Размер шрифта: +

ОПЫТ КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В СССР В ПЕРИОД «ПЕРЕСТРОЙКИ» Часть 2 КАК БЫЛ СОЗДАН ЗАКОН «О КООПЕРАЦИИ»


Vseobshhiy-zakon-razumnoy-prirodyi-zakon-kooperatsi_20191120-153401_1

КАК БЫЛ СОЗДАН ЗАКОН «О КООПЕРАЦИИ».

И все же получалось, что в монолитной тоталитарной хозяйственной системе появилась кооперация, этот призрак рынка?

Есть такой детский розыгрыш. Сговариваются вместе громко крикнуть
«раз, два, три». Все промолчали, а один крикнет. Он и станет виноватым. Где- то на третьем году перестройки большие дети в правительстве договорились крикнуть про экономическую реформу. Было обещано много хороших законов. И о предприятии, и о собственности, и о земле, и о внешней торговле. Но об этом промолчали. Только раздался одинокий выкрик «Кооперация»! Получилось так потому, что все остальные законы правительство поручило готовить самому себе, а закон о кооперации готовили другие.
Все экономические союзные законы до и после закона о кооперации готовились правительственным аппаратом и выражали его интересы. Роль кооперации аппарат видел в том, что она будет на подхвате у государственных предприятий, поможет вытягивать у населения деньги и остатки трудовых ресурсов – словом будет «замазывать щели» в системе. Этот закон представлялся малозначительным, и его доверили составить группе ученых, во главе с академиком В. Тихоновым.

Напротив, составители этого закона считали его частью будущего пакета законов о радикальной экономической реформе, где кооперации отведена роль одного из секторов в будущей многоукладной рыночной экономике. Они составили закон таким образом, что кооперация действительно могла осуществиться.

Проект закона был утвержден тогдашним Верховным Советом, также как любой другой закон, который был бы подан ему на утверждение. Раз подан, значит надо, и депутаты утвердили его, не ведая, что творят. Больше аппарат не повторял такой ошибки и никому, кроме себя, не доверил готовить тексты законов. Когда с ростом демократизации дело дошло до альтернативных проектов, новый союзный Верховный Совет, в сущности своей такой же аппаратный, как и старый, исправно голосовал за правительственные варианты, так что почти ни одного годного закона больше принято не было. Так благодаря оплошностям правительства и Верховного Совета закон о кооперации был принят в работоспособной форме. Внутрь тоталитарной, командно- карательной, административной бюрократической системы был введен экономический троянский конь.

О ЗАКОНЕ

Сейчас уже можно дать определенную оценку самого закона и некоторых последствиях его действия.

Во-первых, закон исходит из объективной неизбежности господства в нашем обществе внешнеэкономических отношений, принимая их как нечто неизменное. Наиболее четко это проявляется в статьях, регулирующих экономическую деятельность кооперативов. Так, централизованно ресурсами обеспечиваются те из них, которые выполняют госзаказ, государственными предприятиями (статья 27). Тем самым игнорируется то, что кооперативы как хозяйственные организации. Производящие товары и услуги, могут нормально функционировать только в условиях рыночных отношений, в принципе исключающих централизованное распределение ресурсов.

Во-вторых, содержание отдельных статей закона, если отвлечься от декларативного характера его преамбулы, свидетельствует о том, что государство отказывает кооперативам в признании их самостоятельными субъектами производственных отношений. Лимитируя предельный размер денежных средств, постоянно находящихся в кассе кооператива на текущие расходы (статья 23), государство тем самым вмешивается во внутренние вопросы хозяйственной деятельности кооператива, которые являются прерогативой его членов и регулируются уставом.

В-третьих, если в первой части закона провозглашается подход к кооперации как единому социально-экономическому явлению, что абсолютно верно, то далее этот принцип игнорируется: кооперация разделяется на различные виды в зависимости от сферы деятельности. Нарушив целостность концепции, закон ставит в неравное положение членов различных кооперативов по отношению к объектам их собственности.

Наконец, еще об одной важной черте кооперативов – их имущественной основе. Первым и основным экономическим принципом возникновения кооператива как хозяйственной организации является непосредственное материальное участие его членов в образовании объектов собственности в виде паевых и членских взносов. Закон же не предусматривает обязательность паевого взноса для вступления в кооператив: статья 22 («Финансы кооператива»).
Поясняя источники формирования финансовых ресурсов кооператива, упоминает паевые взносы лишь среди прочих: выручки, амортизационных отчислений, продажи ценных бумаг. Ясно, что все эти источники пополнения финансов появляются в процессе хозяйственной деятельности.

Интересно в этой связи отметить, что в законе изобилующем общими фразами и благими пожеланиями, важнейшая 43 статья – об имущественной ответственности членов кооператива – занимает один маленький абзац. Но о какой материальной ответственности членов по долгам кооператива может идти речь, если она даже формально не предусмотрена во многих уставах.

Поэтому было бы, конечно, чрезмерным считать закон о кооперации полным совершенством. В ряде вопросов он не защищал от произвола Системы.
Например, слабо был проработан вопрос о собственности кооператива и его членов, о материальной ответственности членов по долгам кооператива.
Совершенно упущены были проблемы, возникающие при ликвидации кооперативов, не был предусмотрен механизм разрешения споров между кооперативом и государственными органами. Закон не перечислял запрещенных кооперативам видов деятельности, предоставив право запрещать правительству.
На волю аппарата были оставлены также и все вопросы налогообложения. Не был предусмотрен порядок изменения и толкования самого закона, что дало право любому ведомству кроить его по своему усмотрению.

Наоборот. В одном вопросе закон о кооперации оказался излишне либерален – в пункте о ценах. Кооперативам было дано право устанавливать цены на свою продукцию по собственному усмотрению. Само по себе это, в общем-то, правильно, так должно быть и будет в условиях рыночной экономики, на приход которой, понятно, и рассчитывали авторы закона. Но поскольку экономика рыночной не стала, право самостоятельного ценообразования обернулось совершенно незаслуженной привилегией, прямым приглашением к спекуляции. Все вокруг продается по твердым ценам, а ты за свою продукцию можешь назначить цену сам. Многие не устояли перед соблазном воспользоваться ситуацией, принялись быстро зарабатывать сказочные деньги, вызывая тем самым зависть и злобу окружающих.

Закон о кооперации при всех его недостатках дал многое. Он открыл дорогу мелкому бизнесу, узаконил право людей на объединения для совместного хозяйствования. Хотя это лишь один из многих распространенных в мире видов предпринимательской деятельности, причем самый, пожалуй,
«непредприимчивых» людей. И они в нее ринулись…

Общество, к тому моменту убежденное в том, что новоявленные бизнесмены заторопились удовлетворять его потребности, через короткий промежуток времени стало испытывать чувство, похожее на шок. В кооперативном Клондайке реальностью быстро стали даже миллионеры… Это было обидно, очень обидно, мы ждали товаров и услуг, а они оказывается, только о прибыли и думают… И на кооперативы обрушиваются такие ограничения и сокрушительные налоги, которых нет даже для сверхкрупного бизнеса. В итоге
– ни новой кооперации, ни развитого предпринимательства. Бизнес получил право на жизнь, но только в предпринимательской кооперативной форме, лишающей его большей части прав и свобод истинного бизнеса.

Ну что ж, хотя и задним умом и не в первый раз, а все-таки полезно осознать, что одно лишь принятие закона о кооперации не может улучшить положения потребителя и создать полноценное предпринимательство в нашей системе общественного устройства.

Давно известно, что все многообразные задачи, которые мы пытались возложить на кооперацию, способны решить только малые предприятия самого разнообразного вида, да и только при наличии развитого рынка и нормально работающих «старших братьев» – средних и крупных предприятий, общенациональной инфраструктуры, эффективной помощи и регулирование со стороны государства и т. д.

Стоит ли подробно рассматривать функции, какие способен эффективно выполнять мелкий бизнес в таких условиях? Одно их перечисление способно произвести впечатление. Здесь и быстрое реагирование на изменение спроса, способность оперативно насыщать рынок многими видами товарами и услуг, и производство уникальных, мало серийных, ориентированных на очень избирательный вкус товаров и услуг, и стремление под влиянием конкуренции производить высококачественную продукцию с минимальными ценами и возможность мобильного перелива капиталов из одной отрасли в другую, и выполнение функций разведчиков научно-технического прогресса, внедряющих на практике любые идеи, способные дать быстрый практический эффект, и быстрое создание новых рабочих мест, на которых может быть занято большое количество работников, включая временных, с ограниченной трудоспособностью, возможность использования которых в общественным производстве резко ограничена, и более эффективное использование материальных ресурсов, когда в производственное использование вовлекаются огромное количество разнообразных зданий, сооружений, помещений, принадлежащих людям и не используемых в масштабах крупного производства, возможность во многих случаях эффективного использования местных некрупных или малопривлекательных для большого бизнеса запасов сырья и материалов и т. д. и более эффективное использование финансовых ресурсов, когда люди используют свои накопления для финансирования собственного производства. 

Розанова Е. В.

ОПЫТ КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В СССР В ПЕРИОД «ПЕРЕ...
ОПЫТ КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В СССР В ПЕРИОД «ПЕРЕ...

Читайте также:

 

Комментарии

Еще нет комментариев
X

Извините!

Но вы не можете воспользоваться данными возможностями правой кнопки мыши!