В ряде зарубежных стран нормы, непосредственно регулирующие кооперацию, закреплены в конституциях (основных законах). Посредством этих норм реализованы три основные кооперативные заповеди:
1.Социальное значение кооперации.
2.Независимость кооперативов.
3.Признание государством роли кооперативов в развитии гражданского общества.
Так, социальная функция кооперации прямо закреплена в ст. 45 Конституции Итальянской Республики, в которой предусматривается, что "Республика признает социальную функцию кооперации, основанной на взаимопомощи и не преследующей целей частной спекуляции..."
Самостоятельный характер кооперации воплощен в основных законах либо через норму о невмешательстве государства в деятельность кооперативов (в частности, данный запрет содержится в ст. 5 Конституции Федеративной Республики Бразилии), либо через норму об автономности кооперативов (ст. 12 Конституции Венгерской Республики)
Кроме того, в отдельных зарубежных странах на конституционном уровне закреплена государственная поддержка кооперации (ст. 45 Конституции Итальянской Республики, ст. 129 Конституции Испании, ст. 5 Конституции Федеративной Республики Бразилии, ст. 12 Конституции Венгерской Республики, ст. 5 Конституции Китайской Республики)
Закрепление в конституционных законах норм, направленных на развитие кооперации, на наш взгляд, позволяет обеспечить фундаментальную основу развития кооперативного сектора и свидетельствует о понимании властью особого значения кооперативов как в развитии экономических, так и социальных отношений.
Анализ нормативного регулирования кооперации позволяет выделить несколько моделей правового регулирования создания и деятельности кооперативов.
Первая модель - общее правовое регулирование деятельности юридических лиц всех организационно-правовых форм, включая кооперативы. Здесь в качестве источника правового регулирования выступают либо гражданские кодексы, либо некодифицированные законы, регулирующие деятельность юридических лиц различных организационно-правовых форм. Данная модель, в частности, находит свою практическую реализацию в ФРГ, Великобритании, Голландии, Грузии, Туркменистане.
Так, в Нидерландах создание и деятельность кооперативов регулируется голландским ГК. Аналогичный подход и в Грузии. По ГК Грузии все юридические лица подразделяются на публичные и частные. Кооперативы относятся к юридическим лицам частного характера и являются коммерческими организациями.
В Туркменистане правовой статус кооперативных предприятий урегулирован ГК Туркменистана и Законом Туркменистана от 15 июня 2000 г. N 28-II "О предприятиях" (ст. 27). Кооперативы создаются в форме производственных (коммерческие организации) и потребительских (некоммерческие организации).
В ФРГ правовую основу функционирования кооперативных товариществ составляет Закон ФРГ "О промысловых и хозяйственных товариществах" от 01.05.1889, в Великобритании - Закон о промышленных объединениях и обществах взаимопомощи (1965). Для этих стран характерно закрепление общей дефиниции всех товариществ, в том числе и кооперативных. Так, в ФРГ под кооперативом понимается товарищество с неограниченным числом участников, целью которого является содействие получению дохода или ведения хозяйства его членов посредством совместного хозяйственного предприятия. Поэтому в этой стране статус кооперативов идентичен правовому положению иных юридических лиц. Более льготный налоговый режим установлен только для сельскохозяйственных товариществ при соблюдении условия осуществления своей деятельности исключительно со своими членами. Государственная регистрация товариществ происходит в явочном порядке. Но в суд (регистрирующий орган в ФРГ) кооперативы должны представить заключение о вступлении в аудиторский союз (это обязательное условие законности существования товариществ).
Определенные особенности имеет создание кооперативных банков. Они проходят двойную государственную регистрацию. Например, кооперативные банки ФРГ в качестве кооператива проходят государственную регистрацию путем внесения записи об их создании в реестр кооперативных предприятий, после чего они приобретают статус юридического лица. В качестве кредитного учреждения они регистрируются в федеральном ведомстве по надзору за банками. Кроме того, необходимым условием деятельности кооперативных банков является ее обязательное лицензирование. Так, Закон ФРГ "О кредитном деле" определяет первичность банковского лицензирования Федеральным агентством по надзору за кредитными институтами, перед другими формальностями.
Вторая модель - отдельное правовое регулирование кооперации (или кооперативов) без учета их вида и отраслевых особенностей. В качестве источника правового регулирования выступает кооперативный кодекс или закон о кооперации/о кооперативах/о кооперативных обществах. Данный подход можно найти в законодательстве Португалии, Финляндии, Кыргызской Республики, Израиля.
В частности, основным источником кооперативного законодательства в Португалии является Кооперативный кодекс. В этой стране кооперативы признаются юридическими лицами со специальным правовым статусом. В частности, это проявляется через льготное налогообложение кооперативов. Меры государственной поддержки предусмотрены и в утвержденной в 2000 г. Программе развития кооперативов.
В Кыргызской Республике правовое положение всех кооперативов урегулировано Законом от 11 июня 2004 г. N 70 "О кооперативах". Аналогичный закон действует в Польше (2004), в Литве (1993), Республике Словения (1992), Венгрии (1992).
В Финляндии статус кооперативных обществ определяет Закон "О кооперативных обществах" от 28 мая 1954 г. Подобный закон действует и в Швеции. В этих странах под кооперативным обществом понимается объединение, количество членов и капитал которого заранее не определены, создаваемое для осуществления экономической деятельности в интересах членов общества, которые обязаны пользоваться его услугами.
В Израиле кооперативные организации создаются в двух формах - мошав-овдим и кибуц. Мошав-овдим - это кооперативное объединение, создаваемое для закупочно-сбытовых, кредитных, страховых операций. Сельскохозяйственные кооперативы производственного характера именуются кибуцами.
Таким образом, странам с общим правовым регулированием кооперативного сектора присуща универсальность правового статуса всех кооперативов вне зависимости от их вида и сферы деятельности.
Третья модель - отдельное правовое регулирование различных видов кооперативов. Здесь источниками правового регулирования являются дифференцированные нормативные акты о кооперативах в зависимости от их вида и отраслевой принадлежности. Так, в Республике Молдова деятельность кооперативов урегулирована двумя законами: Закон от 25 апреля 2002 г. N 1007-XV "О производственных кооперативах" и Закон от 12 апреля 2011 г. N 73-XV "О предпринимательских кооперативах". Особенности деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов определены Законом от 25 апреля 2002 г. N 1007-XV "О производственных кооперативах", а обслуживающих производственных кооперативов в сельском хозяйстве предусматриваются в главе XV Закона от 12 апреля 2011 г. N 73-XV "О предпринимательских кооперативах".
В Японии принято отдельное правовое регулирование сельскохозяйственной кооперации и потребительской кооперации. Сельскохозяйственные первичные кооперативы существуют в двух формах: многоцелевые, осуществляющие различную деятельность, в том числе и кредитование, и специализированные, деятельность которых невелика и которые, как правило, являются членами многоцелевых кооперативов либо кредитных федераций, объединяющих многоцелевые кооперативы. Правовое регулирование их деятельности происходит на основании Закона Японии "О сельскохозяйственной кооперации" 1947 г. При этом под сельскохозяйственным кооперативом понимается объединение фермеров, созданное для уборки, сбыта сельскохозяйственной продукции, закупки средств производства, проведения консультаций, взаимопомощи, кредитования и страхования. По данным ООН, членством в сельскохозяйственных кооперативах охвачено более 90% всех японских фермеров. Потребительские кооперативы осуществляют свое функционирование на основании Закона Японии "О потребительских кооперативных объединениях" 1948 г.
В США правовую основу организации Системы фермерского кредита, действующей на кооперативных началах, составляют Законы "О фермерском кредите" 1971 г.; "О сельскохозяйственном кредите" 1987 г.; "О реформе фермерской кредитной системы" 1996 г.Правовые основы деятельности кредитных союзов определяет Закон США "О кредитных союзах" 1934 г. Но основной правовой особенностью кооперативного законодательства США является то, что регулирование деятельности кооперативов осуществляется также и на уровне штатов. При этом общими правовыми признаками кооперативов по законодательству всех штатов являются: 1) самостоятельность кооперативов; 2) демократический характер; 3) управление по принципу "Один человек - один голос"; 4) распределение доходов по участию членов кооператива в его хозяйственной деятельности.
В Республике Таджикистан правовой статус потребительских кооперативов определяет Закон РТ "О потребительских кооперативах" от 13 марта 1992 г.
В Республике Узбекистан правовые особенности сельскохозяйственных кооперативов предусмотрены в Законе от 30 апреля 1998 г. N 600-I "О сельскохозяйственном кооперативе (ширкате)".
В Республике Казахстан действует несколько нормативных актов, регулирующих правовое положение кооперативов. К их числу относятся ГК Республики Казахстан, Закон от 8 мая 2001 г. N 197-II "О потребительском кооперативе", Закон от 5 мая 1995 г. N 2486 "О производственном кооперативе", Закон от 8 апреля 2003 г. N 404 "О сельском потребительском кооперативе водопользователей". Правовой статус сельскохозяйственных кооперативов урегулирован Законом от 25 декабря 2000 г. N 133-II "О сельскохозяйственных товариществах и их ассоциациях (союзах)".
В Ирландии применяется специальное законодательство о кредитной кооперации - Закон "О кредитных союзах" 1997 г. и Стандартные правила для кредитных союзов, утвержденные Ирландской лигой кредитных союзов. Кроме того, если кредитные союзы были созданы до вступления в юридическую силу Закона 1997 г., их статус определяет Закон "О промышленных организациях и товариществах на вере" 1893 г.
Четвертая модель - общее правовое регулирование кооперации (закон о кооперации) в сочетании со специальным правовым регулированием отдельных видов кооперативов. Данный подход наиболее четко реализован в отдельных странах ЕС (Франция, Испания, Италия), а также в Украине.
Из этой группы стран Закон "О кооперации" впервые был принят в 1947 г. во Франции. Он закрепляет основные положения и кооперативные принципы. В частности, предусматривается понятие кооператива. Под ним понимается ассоциация или объединение, осуществляющее хозяйственную деятельность и функционирующее на основе соглашения, по которому два или несколько лиц условились объединить свои ресурсы с целью раздела прибыли и пользования экономией, которая могла бы быть следствием этого объединения. Особенности создания и деятельности отдельных видов кооперативов урегулированы отдельными нормативными актами. Так, правовое положение сельскохозяйственных кооперативов предусматривается в более чем десяти специальных законах, систематизированных в Аграрном кодексе Франции <19>. Отдельное правовое регулирование предусмотрено и для банковских кооперативов - Закон Франции "О банковских кооперативах" от 17 мая 1982 г.
В конце 90-х гг. XX в. французское кооперативное законодательство претерпело изменения - были разработаны законодательные меры по упрочению финансового положения кооперативов. В частности, новеллы коснулись формирования кооперативных фондов.
В законодательстве Италии кооператив определяется как организационно-правовая форма юридических лиц, обладающая определенной спецификой. Правовой статус кооперативных организаций, помимо Конституции Итальянской Республики, составляют различные законы.
В Испании правовое регулирование деятельности кооперативов осуществляется как централизованно, так и законодательством отдельных автономий. На общегосударственном уровне действует Закон Испании "О кооперативах" от 16 июля 1999 г. Правовой статус кооператива определяется с двух позиций: как общества и как предпринимательской организации. При этом "осуществление предпринимательской деятельности кооператива регулируется особым законодательством и основывается на собственных принципах и ценностях...". Особенности отдельных видов кооперативов предусматриваются в отдельных нормативных актах. В частности, статус кредитных кооперативов урегулирован Законом Испании "О кредитных кооперативах".
Отдельным источником правового регулирования испанской кооперации являются кооперативные законы автономий. Как отмечает К.В. Чернов, Органический закон от 23 декабря 1992 г. разделил все автономии Испании на четыре группы: 1) автономии, имеющие исключительную компетенцию по вопросам кооперации; 2) автономии, обладающие отдельными полномочиями в сфере кооперации; 3) автономии, которые получат данную компетенцию в будущем; 4) автономии, у которых нет полномочий в области кооперации. Поэтому отдельные кооперативные законы приняты только в автономиях первой группы. В частности, это Закон Андалусии "О кооперативных обществах" от 31 марта 1995 г., Закон Каталонии "О кооперативах" от 5 июля 2002 г., Кооперативный закон Валенсии от 24 марта 2003 г., Закон Наварры "О кооперативах" от 2 июля 1996 г., Закон Басков "О кооперативах" от 24 июня 1993 г., с изменениями от 1 августа 2000 г. Данные нормативные правовые акты определяют региональные особенности кооперативов, включая меры государственной поддержки.
В Украине все юридические лица классифицируются на предпринимательские и непредпринимательские общества. Производственные кооперативы признаются предпринимательскими обществами (ст. 84 Гражданского кодекса Украины), а потребительские и иные кооперативы - непредпринимательскими обществами (ст. 86 ГК Украины). В общем виде правовой статус производственных кооперативов урегулирован ст. 163 - 166 ГК Украины. Особенности правового статуса отдельных видов непредпринимательских обществ устанавливаются законом (ст. 85 ГК Украины).
Более подробно правовое положение кооперативов урегулировано Законом Украины "О кооперации", принятым Верховной Радой Украины 10 июля 2003 г. В Законе Украины "О кооперации" предусматриваются понятия кооперации и кооператива, классификация кооперативов, принципы кооперации, порядок создания и деятельности, формирование имущества, управление, ответственность кооперативов.
Кроме того, в Украине определены специальные правовые основы создания и деятельности производственных и обслуживающих кооперативов в сельском хозяйстве. Сельскохозяйственные производственные кооперативы являются одним из субъектов аграрного предпринимательства в этой стране. В частности, в настоящее время действует чуть больше тысячи сельскохозяйственных производственных кооперативов, что составляет 12% всех товаропроизводителей в сельском хозяйстве. Особенности правового положения сельскохозяйственных кооперативов обозначены в Законе Украины от 17 июля 1997 г. "О сельскохозяйственной кооперации". На наш взгляд, сам факт принятия специального закона о сельскохозяйственной кооперации - позитивное правовое явление, отвечающее сложившимся международно-правовым тенденциям развития кооперации. Тем более что содержание данного нормативного акта позволяет сделать вывод о том, что по сравнению со многими законами о сельскохозяйственной кооперации, принятыми в странах СНГ, в том числе и в РФ, данный правовой акт наиболее юридически точно отражает сущность сельскохозяйственных кооперативов (это и дефиниция сельскохозяйственного кооператива, классификация сельскохозяйственных кооперативов, принципы деятельности и др.).
Следовательно, для данной юридической модели характерна множественность источников правового регулирования кооперации.
Пятая модель - отсутствие централизованного правового регулирования кооперации (или кооперативов). Данный подход воспринят в Дании, Бельгии. В этих странах деятельность кооперативов урегулирована локальными актами самих кооперативов.
Таким образом, можно наблюдать неоднозначность правовых подходов к регулированию кооперативных отношений. В любом случае должен быть специальный нормативный акт о кооперативах, отличающий их от юридических лиц иных организационно-правовых форм. Эта позиция четко прослеживается и в международно-правовых актах, посвященных вопросам кооперации. Если деятельность кооперативов будет урегулирована нормативными актами, распространяющими свое действие на все юридические лица без отражения кооперативной специфики, то может возникнуть довольно опасная ситуация - превращение кооперативов в структуру, принадлежащую не их членам, а инвесторам. В этом случае кооперативы утратят свою самостоятельность, перестанут выполнять социальные функции.
На международном уровне дискуссионным также является вопрос: правовое регулирование кооперации должно осуществляться путем принятия только общего закона о кооперации или сочетанием общего кооперативного закона со специальными актами об отдельных видах кооперативов?
Достоинства первой позиции обобщил Г. Хаген. В частности, он отмечает, что единый закон обеспечивает автономность кооперативов, уменьшает бюрократические барьеры, формирует единство кооперативного движения. Однако в настоящее время в странах с давними кооперативными традициями все чаще высказывается мнение о дифференцированном правовом регулировании различных видов кооперативов (или в виде специального раздела общего закона, или в виде отдельных законов).
Наше предложение, наиболее оптимальным вариантом является сочетание общего закона о кооперации в виде Кооперативного Кодекса, где прописаны общие положения о производственной и потребительской кооперации, со специальным правовым регулированием отдельных видов кооперативов, в виде дополнительных частей Кооперативного Кодекса, так как именно данная юридическая модель регулирования кооперации позволяет сформировать комплексную правовую основу развития кооперативного сектора экономики и обеспечить соответствующие правовые условия. В Кооперативном Кодексе, помимо общих положений, присущих всем юридическим лицам (создание, регистрация, учредительные документы, имущество, управление, ответственность), также закреплены кооперативные принципы, автономный характер деятельности, социальная функция кооперации.